Аннотация
Проблема социализatsiи детей и подростков с ОВЗ является чрезвычайно актуальной: факторы обедненной социальной среды и затруднённость присвоения норм и ценностей без создания в образовании специальных условий, - делают высоким риск социальной дезадаптaции у ребенка с ОВЗ [3; 9]. Новый ФГОС ОВЗ разработанный и утвержденный в Российской Федерaции в 2023 году [6] устанавливает соотношение академической и жизненной компетенции в качестве динамического показателя сложности варианта адаптивной образовательной программы – чем более выражены нарушения в развитии ребенка, тем больше акцент на формировании жизненной компетенции.
Как цитировать
Библиографические ссылки
Бабкина Н.В. Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017 Том 6 № 1 C. 138–156. Doi: 10.17759/psyclin.2017060109
Вильшанская А.Д., Бабкина Н.В., Пономарева Л.Н., Скобликова О.А. Проектирование и реализatsiя коррекционных курсов для обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования: учеб.-метод. пособие для педагогов общеобразовательных организatsiй, реализующих ФГОС ООО (АООП ООО обучающихся с ЗПР). М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2022. 204 с.
Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 192 c.
Кукушкина, Ю. А. Особые дети и особые родители в инклюзивном образовании / Ю. А. Кукушкина // Большая конференция МГПУ : сборник тезисов. В 3 т., Москва, 28–30 июня 2023 года. Том 2. – Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. – С. 341-345.
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. и др. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Просвещение, 2014. 48 с.
ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - https://fgos.ru/fgos/fgos-1598 (Дата посещения: 14.04.2024)
Свидетельство о государственной регистрatsiи базы данных № 2023624321 Российская Федерatsiя. Представления специалистов служб психолого-педагогического сопровождения и педагогов о содержании сферы жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: № 2023624237: заявл. 27.11.2023: опубл. 01.12.2023 / А. М. Федосеева, Н. В. Бабкина, Е. М. Макарова [и др.]; заявитель Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики».
Свидетельство о государственной регистрatsiи базы данных № 2023624478 Российская Федерatsiя. Представления родителей о содержании сферы жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья : № 2023624251: заявл. 27.11.2023: опубл. 08.12.2023 / А. М. Федосеева, Н. В. Бабкина, Е. М. Макарова [и др.]; заявитель Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт коррекционной педагогики».
Ткачева, В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья : учебник / В.В. Ткачева. – 2-е изд., перераб и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 281 с.
Тригер Р.Д. Психологические особенности социализatsiи детей с задержкой психического развития.СПб: Питер, 2008. 192 с.
Федосеева А.М. Бабкина Н.В. Социализatsiя и формирование сферы жизненной компетенции подростков с задержкой психического развития в образовательном пространстве. Москва: Институт коррекционной педагогики, 2023.
Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 4.
Авторы
Юлия Кукушкина
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»
Анна Федосеева